Széchenyi lánchíd
Цепной мост или мост Сеченьи стал первой постоянной переправой, соединившей берега Дуная в венгерской столице в 1849 году. Он расположен между двумя городскими площадями. В Буде мост заканчивается у площади имени инженера Адама Кларка, а на противоположном берегу в Пеште выходит к площади Иштвана Сеченьи.
Символ единства
По городской легенде зимой 1820 года видный венгерский политик граф И. Сеченьи получил известие о болезни и смерти отца, но не сумел вовремя приехать на похороны из-за начавшейся оттепели и ледохода на реке. На берегу Дуная он поклялся построить через него надежную переправу, независящую от капризов погоды.
В 1832 году И. Сеченьи основал Общество по строительству моста (Hídegylet). Ему удалось заинтересовать своей идеей многих состоятельных жителей столицы. Активными участниками проекта также стали купец Анастасий Дерра и банкир Дьёрдь Шина.
Вклад И. Сеченьи и его роль как инициатора сооружения постоянной переправы через Дунай были по достоинству оценены городскими властями что отразилось в истории моста. В 1898 году ему было присвоено имя венгерского политика.
Проект подвесного моста был подготовлен британским архитектором и инженером Уильямом Кларком в 1839 году. Он использовал в своей работе сходные инженерные решение, которые применялись при строительстве моста через Темзу в городе Марло. Будапештский мост длительное время считался одним из самых больших в Европе. Длина его центрального пролета составляет 202 м при общей протяженности в 375 м.
Экономическое значение моста для страны и города трудно переоценить. Завершение его строительства стало одним из стимулирующих факторов слияния Буды и Пешта в единую венгерскую столицу.
Несущие стальные конструкции моста была укреплена в 1913-1915 годах. Проведенная реконструкция позволила увеличить транспортную нагрузку и его пропускную способность.
От трагедии до шоу
Самые страшные разрушения мосту Сеченьи нанесла Вторая мировая война. В 1944 году отступающие немецкие войска смогли заминировать и взорвать мост.
Решение об его восстановлении было принято в 1947 году. Для возобновления полноценного движение по нему между Будой и Пештом потребовалось несколько лет. Мост был повторно открыт в год своего столетнего юбилея.
В 2001 году венгерский летчик Петер Бешенеи впервые выполнил у моста рискованный авиатрюк. Он пролетел под его центральным пролетом предварительно развернув его кабиной к воде. В дальнейшем этот элемент вошел в обязательную программу соревнований летчиков Red Bull.
Курьёзные истории
В 1852 году у каждого въезда на Цепной мост на пьедесталах высотой около 3 м были установлены впечатляющие фигуры львов, созданные скульптором Яношом Маршалько. С ними также связано несколько любопытных легенд.
По одной из них скульптор был уличен в лености, так как изобразил львов без языков. Пристыженный, он не вынес позора и бросился с моста воды Дуная. На самом деле языки у львов на месте, просто они не видны из-за высоких постаментов, а сам Я. Маршалько благополучно дожил до старости.
Вторая легенда ещё более экстравагантна. Согласно ей львы огласят воздух грозным рычанием, если по мосту пройдет ни разу не изменивший своей избраннице мужчина. До сих пор рык каменных зверей ещё никому услышать не доводилось.
Как добраться
Адрес: Széchenyi Lánchíd, Budapest 1051Метро: Kossuth Lajos Tér
Трамвай: Széchenyi István tér, Clark Ádám tér