Мост Свободы

Мост Свободы

Szabadság híd

Будапешсткий мост Свободы соединил два берега Дуная в 1896 году. Он стал самым коротким мостом через великую европейскую реку в пределах венгерской столицы.

Строительству моста, который должен был соединить площадь Сен-Гелерт с площадью Вамхаз на противоположном берегу Дуная предшествовал международный конкурс проектов. В ходе него жюри во главе с профессором Будапештского университета Анталом Хиндлом рассмотрело 21 проект.

Победителем конкурса был назван инженер Янощ Фекетехази, предложивший построить железный подвесной мост длиной 333 м п шириной 20 м. Расстояние между его опорами в основном пролете составляет 170 м. Детали дизайна моста были разработаны его помощниками архитекторами Иштваном Гэлликом и Йезефом Бекемом.

Сооружение моста Свободы началось в 1894 году и было завершено через два года. Его металлические конструкции изготавливались на заводе венгерских королевских железных дорог. Их общий вес составил 6,1 тыс. тонн. На вершине четырех опор моста были установлены фигуры птиц турул, весьма почитаемых у венгров и считающихся символом военной доблести. На балках между опорами были закреплены щиты с гербом Венгрии и установленные стилизованные позолоченные короны святого Иштвана.

В церемонии открытия моста 4 октября 1896 года принимал участие император Франц-Иосиф для которого на берегу был сооружен роскошный шатер. Император собственноручно закрепил последнюю заклепку монограммой „F.J.”, сделанную из серебра и помещенную затем под защитный прозрачный колпак. В том числе, и по этой причине первые годы после открытия мост носил императорское имя.

С заклепкой из благородного металла впоследствии произошел весьма неприятный казус. Она вполне благополучно «пережила» даже Вторую мировую войну, но была украдена во время восстания 1956 года. Взамен неё был изготовлен дубликат, но из алюминия. Этот факт неожиданно стал достояние гласности, что вызвало большой скандал. Впрочем, на следующую ночь после публикации в СМИ и алюминиевая заклепка все равно была тоже украдена.

В дальнейшей своей истории пятый мост через Дунай в Будапеште не раз переименовывался. После обретения независимости он назывался мостом площади Вамхаз, а свое современное название получил в 1946 году.

В конце Второй мировой войны в 1945 году мост Свободы был взорван отступающими немецкими войсками. Уцелевшие части конструкции планировалось соединить понтонным мостом, но из-за больших повреждений и ошибок в расчета снова произошло их частичное обрушение. Несмотря на это, он всё же стал первым будапештским мостом, соединившим берега Дуная в наступившее мирное время. Полноценная реконструкция моста была завершена в августе 1946 года по проекту инженера Пала Шавои.

В последний раз мост Свободы был закрыт на реставрацию в 2007-2008 годах. За это время были отремонтированы стальные конструкции, укреплено железобетонное полотно дороги, восстановлены перила, ограждения и створки декоративных ворот, возвращена его первоначальная зелёная окраска.

Как добраться

Адрес: Szabadság híd, Budapest 1111
Метро: Fővám tér
Трамвай: Fővám tér M
Автобус: Fővám tér M
Обновлено: 07.11.2018

Оставить комментарий: