Közlekedési Múzeum
Музей транспорта в Будапеште в начале XXI в. вступает в новый этап своей более чем вековой истории. Его коллекция, насчитывающая тысячи экспонатов по истории железных дорог, судоходства, авиации, автомобилей и мотоциклов, в ожидании нового современного здания временно распределена по многочисленным филиалам.
Время созидания
Главной причиной основания Национального музея транспорта стала подготовка к юбилею знаменательного события в истории Венгрии – 1000-летия основания национального государства в 1896 году. Куратором проекта был назначен Ференц Пфаф, руководивший и строительством павильона для экспозиции.
Выставочный павильон транспорта стал одним из самых заметных на юбилейной выставке. Он был построен в эклектическом стиле с ощутимым влиянием романтизма. Над центральной частью павильона был возведен огромный купол диаметром 26 м. С его учетом высота здания составляла 67 м. Общая площадь экспозиционных залов равнялась 3,1 тыс. м2.
Ядро экспозиции составили документы и экспонаты касающиеся развития в стране железнодорожного сообщения. В экспозиции были организованы отделы, посвященные истории судоходства на Дунае и строительства гидротехнических сооружений.
В части залов были также размещены материалы о прошлом почты, телефона и телеграфа. В витринах и на стендах выставки демонстрировались многочисленные модели транспортных средств, фотографии, карты, схемы и проездные документы.
Интерес к экспозиции превзошел ожидания организаторов, поэтому по настоянию Каетана Бановита и при поддержке министра торговли Эрне Дарнеля было решено сохранить её на постоянной основе. Спустя три года после открытия ей был присвоен статус Венгерского Королевского музея транспорта. В межвоенный период в нём был создан отдел, посвященный авиации и в числе его экспонатов появились образцы зарубежной техники.
Годы испытаний и перемен
В годы Второй мировой войны здание музея было частично разрушено во время бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Его восстановление затянулось на несколько десятилетий. По принятому в конце 1950-х годов решению здание было восстановлено в упрощенном варианте без великолепного купола. Снова принять посетителей музей смог только в 1966 году.
В конце XX в. экспозиционные площади музея транспорта значительно возросли. В 1987 году для размещения многократно увеличившейся со времен открытия коллекции было построено новое здание.
В 2008 году произошло слияние Музея транспорта и Национального технического музея. Новое учреждение культуры получило название Венгерский музей техники и транспорта (Magyar Műszaki és Közlekedési Múzeum).
В 2017 году главное здание музея в парке Варошлигет было снесено в рамках реализации большого градостроительного проекта Liget Budapest. На прежнем месте предполагается построить новый выставочный центр, но современный корпус музея будет возведен в районе Kőbánya на месте цехов бывшего авторемонтного завода MÁV. После завершения реконструкции площадь его выставочных и служебных помещений составит 30 тыс. м2.
Временно экспонаты постоянной выставки частично размещены в залах многочисленных филиалов музея. В Будапеште некоторые из них можно увидеть в залах Музея электротехники, Литейного музея, в Технической библиотеке, а также в Аэропарке и музее метро. Часть экспозиции временно предоставлена техническим музеям других городов страны и её экспонаты можно увидеть в Дорожном музее Кишкереша, музее автомобилей Paradfurdo и металлургическом музее в Мишкольце.
Как добраться
Адрес: Kaposvár u. 14-18, Budapest 1117Телефон: +36 1 204 4092
Сайт: mmkm.hu
Трамвай: Budafoki út / Dombóvári út, Hauszmann Alajos utca / Szerémi út
Автобус: Budafoki út / Dombóvári út
Время работы: 10:00-16:00
Цена билетов
- Взрослый: 800 Ft
- Льготный: 400 Ft
- Семейный: 1500 Ft